среда, 24 сентября 2014 г.

Открыватели и закрыватели

Сверчок и Светлячок разбудили Мотылька:
- Мотылек! Медленно произнеси слово "мама", - попросил Сверчок.
- МММАААМММААА.
- Ну, видишь?- Светлячок даже засверкал разноцветными огоньками.
- Очень красиво. Ты прекрасно выглядишь, Светлячок.
- Я тут совсем не причем. Скажи еще раз.
- МММАААМММААА.
- Видишь?
- Вижу тебя и Сверчка, я же на вас смотрю.
- Да нет, это так говорят, когда хотят, чтобы обратили особое внимание на что-нибудь важное. "Видите" - значит, "подмечайте", "наблюдайте".
- Что же я должен подметить?
- Как ты говоришь.
- Понятно.
МММАААМММААА. А как я говорю?
- Ну еще раз скажи... Не понял? Не расстраивайся. Мы сами только вчера поняли, а объяснить еще не можем. Позовем Елену Станиславовну.
- Друзья, доброе утро, - сказала я. - Давайте вспомним игру "Тихо-громко". Произносим вначале гласный звук тихо, а потом очень громко. Эта же игра поможет вам находить согласные звуки. Скажите тихо М-м-м-м. А теперь очень громко М-М-М-М-М! Что подметили?
- Ой, -сказал Мотылек. - Губы очень сильно сжались.
- Верное наблюдение, молодец, Мотылек. Скажите З-з-з-з-з.
- Ой, теперь зубы сильно сжались.
- Правильно!
Поиграйте со звуками Ш-ш-ш-ш, В-в-в-в, П-п-п-п, Ж-ж-ж-ж, С-с-с-с. Н-н-н-н, Й-й-й-й...

- Это какие-то сжиматели,- сказал Сверчок.
- Напрягатели, - сказал Сверчок.
- Кусатели, - сказал Мотылек, только что игравший со звуком В-в-в-в.
- А теперь сделаем вывод.
- Вывод кого: Светлячка, Сверчка или Мотылька? Елена Станиславовна, кого выводить надо?


- Никого никуда выводить не надо. В школе говорят "сделаем вывод", если надо найти главное.
- А где мы будем его искать? Оно что, в прятки с нами играет?- спросил Мотылек.
- Мотылек-Мотылек, - рассмеялся Сверчок. - Мы будем искать главное в наших наблюдениях. Оно там спряталось за мелочами. Вот мы его найдем и выведем. Получится, мы сделаем вывод.
- Я понял, понял. Главное прячется в темноте, а мы позовем Фонарика, посветим, и сразу Главное найдем.
- Не обязательно звать Фонарика. Можно просто подумать.
- Сейчас я помогу вам, малыши. Вы играли с согласными звуками. Теперь попробуйте сказать об их отличии от гласных звуков. Можете посоветоваться, послушать все варианты ответов и выбрать самый лучший. Это и будет главные вывод.


Сверчок, Светлячок и Мотылек сели кружком и стали тихо совещаться. Каждый рассказал о своих наблюдениях, предложил названия согласным звукам. Через несколько минут ответ был готов.

-
Есть звуки, которые рот открывают, и есть другие - закрывают. Гласные - это открыватели. Мы все проверили. А-а-а-а, О-о-о-о, Э-э-э-э, У-у-у-у, Ы-ы-ы-ы, И-и-и-и - открыватели. Остальные звуки закрыватели. М-м-м-м-м, Ш-ш-ш-ш, В-в-в-в, П-п-п-п, Ж-ж-ж-ж, С-с-с-с. Н-н-н-н, Й-й-й-й...
- Ну вот. Вы сами открыли главное отличие гласных и согласных звуков и интересно их назвали: звуки открыватели и звуки закрыватели.
А теперь расскажите, что Вы сейчас чувствуете?
Мотылек сказал:
- Я доволен, что понял, как отличить гласный звук от согласного.
Сверчок сказал:
- Я чувствую радость и бодрость. Мне хочется
узнать еще что-нибудь новое.
Светлячок задумался:
- Мне кажется, что я узнал не только, что такое согласные звуки, но еще кое-что.
- Что же, Светлячок?
- Я узнал, что такое "вывод". А еще я понял, что одна голова - хорошо, а три - лучше!
- Да, да, мы тоже это поняли. Спасибо, Светлячок.
-
Ну что я могу сказать. Мо-лод-цы! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий